• Афиша
  • О театре
  • Труппа
  • Репертуар
  • Гастроли
  • Фестивали
  • Новости
г. Петрозаводск,
пр. Карла Маркса, д. 19
Посмотреть на карте?
(814 2) 78-50-92 (касса)
puppet.theater.rk@yandex.ru

О работниках постановочной части театра

Соколова Н. «Когда б вы знали, из какого сора...»// Столица на Онего. 2010. 18 октября

    «Когда б вы знали, из какого сора...»

 Об изобретательных завпостах, фанатичных художниках, конструкторах из судостроителей и непьющих, но поющих монтировщиках.
     Нет ничего сложнее спектакля для самых маленьких. Театр кукол сегодня работает над новой постановкой для малышей от трех лет, которая обещает стать самой сложной работой театра. "Чудо-азбука" от режиссера Натальи Пахомовой и художника Полины Чуфыревой поразит воображение как детей, так и их родителей: на глазах зрителей сооружение из кубиков и других геометрических фигур легкими движениями рук актеров будет превращаться то в корабль, то в качалку, то в бегемота, жирафа и медведя. В мастерских ломают голову, готовя реквизит и декорации для этого чудо-спектакля, созданного на основе коротких стишков. Именно туда и проникла "Столица на Онего", чтобы поближе познакомиться с людьми, которые никогда не выходят на сцену, но без которых в Театре кукол, отмечающем в нынешнем году свое 75-летие, не было бы главного – кукол.

     "Почеркушки" от мэтров 
     "Спектакль "Чудо-азбука" проверит, на что мы способны, – поделилась заведующая постановочной частью театра Марина Зленко, отработавшая в Театре кукол в течение нескольких лет художником-постановщиком. – Режиссер все дал нам на откуп: пьесы нет, последовательности сцен мы не знаем, сами думаем, как наши многофункциональные предметы будут открываться, чтобы актеру, которому нужно играть, не отдавив ноги соседу и не забыв, что откуда достается, было удобно".
     Такого сложного спектакля в Театре кукол Карелии еще не было. Но были другие работы, в которые постановочная часть вложила немало сил и трудов. Когда есть макет спектакля, где художник все предусмотрел, дав преображения на разные картины, цехам работать легко. Когда детали реквизита идут с размерами, у мастеров есть время сделать картинку качественно и красиво. А бывает, как в сказке "Щелкунчик и Мышиный король", которую поставил на сцене петрозаводского театра молодой немецкий режиссер Кристиан Глоцнер. Эскизы декораций и кукол для этого спектакля сделал всемирно известный кукольник Франк Зонле. А представляли они собой одни "почеркушки" без указания даже примерных размеров.
     "Местные художник-постановщик, конструктор кукол, бутафор-декоратор хорошую долю себя вкладывают, когда делают спектакли по таким эскизам, – говорит завпост Марина Зленко. – Приятно, что нам доверяют, но все-таки постановочную часть нужно уважать".

     Ребята, весь мусор через нас
     Как правило, сметы работ в Театре кукол очень скромные по сравнению со стоимостью постановок в театрах по-соседству. Самые затратные – фестивальные спектакли. Для них используется уже совсем другой уровень технологий. И сегодня есть замечательные современные материалы, с которыми можно достичь невероятных эффектов. Есть, да не про нашу честь: они очень дорогие, и в нашем маленьком городе со скудным выбором материалов (тканей, пластиковых пленок и т.д.) в магазинах приобрести их непросто.
     Спектакли же, ориентированные не на фестивальные показы, позволяющие Театру кукол Карелии греметь в России и за ее пределами, обходятся куда дешевле. Ведь изрядная часть материалов для постановок для маленьких зрителей находится на … помойке.
     "Когда я пыталась поступить во ЛГИТМИК, куратор наших групп говорил: "Материальная база кукольника находится на помойке", – рассказала Марина Витальевна, чьим институтом стал Музыкальный театр, где она работала под руководством художника Виктора Анатольевича Скорика. – И это действительно так. Когда Национальный театр собирается выкидывать что-то, мы кричим: "Ребята, через нас". Мы забираем все обрезки из пошивочных цехов Музыкального тетра. Когда совсем плохо с постановочными средствами, в театре появляется объявление: "Товарищи, в мастерскую необходимо то-то и то-то". И каждый из нас открывает у себя и родственников, знакомых шкафы и делает ревизию вещей – то, что долго не носится, перекочевывает в материальную базу нашего учреждения. А вообще, собираем все подряд, вплоть до картонных середочек из туалетной бумаги".
Мир не без добрых людей. Бывает, что в театр звонят люди и предлагают те или иные материалы. Так, одна частная мебельная фабрика на несколько лет вперед обеспечила постановочную часть обрезками из дерева и кожей. Гараж МВД снабдил театр медными трубочками. А кладовщики со складов на Заводской по первой же просьбе сотрудников театра достают из мусорных баков упаковочную бумагу – бумагу для папье-маше, из которой делаются куклы.

     Работают не ради денег 
     Мамы и папы кукольных спектаклей – люди особенные. Во-первых, все они представлены в театре поштучно: здесь работает один бутафор, один декоратор, один конструктор, одна швея. Если кто-то из этой команды напортачит, например, художник что-то не додумает, не досчитает, то переделка коснется всех. Во-вторых, работы в театре для постановочной части столько (еще не сдав одну постановку, нужно думать над другой), что людям порой приходится здесь и ночевать. Зарплату, которую получают за такой творческо-ударный труд, деньгами не назовешь. Например, конструктор Евгений Ангелов, имеющий питерское образование и опыт судостроителя, зарабатывает сегодня 7300. Стоимость одной куклы, которую он делает, 10 тысяч рублей и более. В новом спектакле петрозаводского театра их будет 24!
     "Несмотря на низкую заработную плату, я иду на работу как на праздник, – поделился Евгений Ангелов, увидевший нынешней весной на бирже труда объявление о конкурсе на замещение вакантной должности художника-конструктора, в котором он потом одержал победу над девятью соперниками. – Еще в детстве я слышал от бабушки: "Все ты что-то выдумываешь! И зачем тебе это надо?" Не зря выдумывал, занимаясь мальчишкой судомоделизмом и радиоэлектроникой. Теперь это моя работа. И мне, судовому столяру, занимающемуся музыкой, она очень нравится". 
Представить свою жизнь без Театра кукол не может и художник Полина Чуфырева. Она, как и большинство членов команды театра пришла сюда случайно. Окончив педучилище, как преподаватель ИЗО и черчения, Полина месяцев пять искала работу. Когда совсем отчаялась и уже хотела устроиться нянечкой в детский сад, позвонил ее преподаватель: "У тебя есть знакомый, кто бы в театр пошел работать?" Чуфырева, получившая впоследствии образование художника-постановщика в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, трудится в театре уже 10 лет.
"Я попала в такое место, для которого была рождена, – уверена Полина Чуфырева. – Ничего другого делать не умею. Когда нужно что-то придумывать, ни днем, ни ночью покоя нет. Идешь по улице и думаешь, что тебе нужен какой-то цвет. Готова хватать людей за рукава, чтобы пощупать материал, рассмотреть цвет.
     Когда иду на спектакли в другие театры, я не отдыхаю, – продолжает художник. – Там я начинаю разглядывать, что из чего сделано, где что не так, где бы я представила другое решение. И сама не рада, что отобрала у себя чудо восприятия спектакля (Смеется)".
Жалеет Полина, что сегодня художник-постановщик – невыездной человек. Раньше министерство культуры предоставляло возможность съездить и поучиться. Ведь в Интернет технологии выбрасывают довольно редко. Своими тонкостями и хитростями кукольники не очень-то хотят делиться. Поэтому нашим специалистам часто приходится изобретать велосипед.
     "Хорошо, что к нам в театр приглашают художников, – поделилась Полина Чуфырева. – Обмен опытом хоть какой-то есть. А когда варишься в собственном соку, невольно начинаешь повторяться. К счастью, в театре работает замечательная команда. Техсовет мы проводим регулярно".

     Интеллектуалы живут в подполье
     Свои претензии к художнику в Театре кукол могут высказать даже монтировщики, когда считают, что та или иная конструкция неудобна для эксплуатации. И их здесь слушают. Потому что они уникальны.
     "Бытует мнение, что монтировщики – это люди пьющие, морально неблагонадежные, – сказал начальник монтировочного цеха Александр Моисеев, работающий в Театре кукол около 10 лет. – А у нас все не так! Мои коллеги имеют музыкальное образование, они одаренные люди. Мы любим смотреть спектакли. Мы участвуем в капустниках. Одним словом, интеллектуалы живут в подполье".
Поющие, а не пьющие монтировщики, как и все работники театра недовольны низкой зарплатой. Каждый раз сталкиваясь с какими-то техническими проблемами, они немало "добрых" слов говорят, например, в адрес строителей театра, которые при реконструкции не предусмотрели, чтобы в здании открывалось хоть одно окно. И при этом никто из них не спешит покинуть коллектив.
     "Я 10 лет отработала в Музыкальном театре, – говорит завпост Марина Зленко. – Но только в Театре кукол появилось ощущение, что здесь моя семья. Может быть оттого, что здесь очень благодарные зрители. Может быть, оттого, что нас в театре мало. Может, оттого, что в других театрах актеры сами по себе, а постановочная часть сама по себе, а у нас все очень плотно общаются, и актер здесь не главное действующее лицо. Нас очень сильно объединяет результат нашего труда – куклы, "играя" в которые мы продолжаем ощущать себя детьми".

Н. Соколова