• Афиша
  • О театре
  • Труппа
  • Репертуар
  • Гастроли
  • Фестивали
  • Новости
г. Петрозаводск,
пр. Карла Маркса, д. 19
Посмотреть на карте?
(814 2) 78-50-92 (касса)
puppet.theater.rk@yandex.ru

Интервью А. Гриневич с режиссером спектакля "Снежная королева" Николаем Боровковым

Гриневич А. «Сани для Снежной королевы, или Театр, в котором не скучно»// Петрозаводск, 2010. 10 июня

     Как и положено, сани в нашем театре готовят летом. В начале июля в театре кукол пройдет премьера спектакля «Снежная королева». Похоже, что спектакль получится необычным: во-первых, он будет идти в двух действиях с антрактом, во-вторых, главные герои сказки будут представлены куклами-марионетками, что редкость, в-третьих, режиссер придумал несколько неожиданных ходов, которые обязательно заинтригуют зрителей, но об этом пока рассказывать нельзя. О спектакле, семейной психологии и детском театре разговариваем с режиссером спектакля Николаем Боровковым, бородой и главным сказочником театра. 

    -  Лето на дворе, а вы «Снежную королеву» репетируете…
    - Спектакль «Снежная королева» шел в пору моего детства - в ТЮЗе, очевидно. Впечатление осталось надолго. Вот ерунда, казалось бы,  а сохраняется в памяти. Впечатление было не просто от сюжета, а именно от того, как ловко пьеса сделана.  Может, не очень подходяще, но ведь сюжет на все времена и пьеса Шварца замечательная!
    - Почему не по Андерсену?  
    - Принципиально не хочется делать по Андерсену! Об этом вроде неприлично говорить - он  классик… Но он такой сумасшедший человек и такой страшный! У него есть три-четыре-пять нестрашных историй, а остальное – чернуха. И еще обязательная христианская мораль, которая мне, атеистически воспитанному  человеку, мешает. Ну, не могу я серьезно смотреть спектакль, в котором Герда молится, а из ее рта вылетают ангелы!
    - Говорят, что у вас в «Снежной королеве» будут редкие куклы – марионетки?
    - Сама Снежная королева - это нечто такое, неиндивидуализированное. Остальные – куклы-марионетки. Ими не часто на самом деле пользуются в театрах кукол – их уметь делать надо. И управлять  непросто. (Но здесь произошло чудо – нашелся человек, механик, который хочет этим заниматься, и ему интересно). И еще два героя у нас будут существовать живым планом.  Там есть такой персонаж – Сказочник, который сочиняет всю эту историю, не зная наперед – что будет дальше. Вот это для мня оказалось существенным! Когда я начинал делать спектакль, то сразу придумал, что Сказочника и Советника – двух антиподов – нужно сделать живым планом. Непредсказуемость, несерьезность и – холодный расчет. Такая вот серьезная философская подоплека в детской сказке.
    - Ну, это не фокус. Сейчас часто нагружают философским смыслом самые нехитрые сюжеты…
    - Мы как раз этого избегаем! Театр для детей сейчас нередко становится площадкой для удовлетворения режиссерских амбиций. Творческие люди ужасно серьезны: рассказывают про ежиков, а сами глубокую идею нанизывают на их иголки! Если «Колобок» идет, то там продовольственная проблема маячит, а если «Теремок», то  -  жилищного строительства… Для таких идей придумали термин – «семейный театр». Чаще всего это пошлостью оборачивается, поэтому и сочетание слов «семейный театр» мне не симпатично.  Хотя, когда всей семьей в театр пришли – хорошо, конечно! Хорошо, когда от простого детского  сюжета и дети, и взрослые радость получают. 
- И вы после сложных постановок вернулись к простым сюжетам?
- Проблема в том, что репертуара для маленьких нет. Несколько лет назад театр «Бродячая собачка» предложил мне поставить «Теремок», я никогда такие спектакли не делал. Покапризничал, но согласился. Какое мы получили удовольствие – удивление! После этого я сочинил «Репку» и «Колобок». Что еще осталось из шлягеров? «Курочка Ряба»!
- Текст пьесы Шварца довольно большой. Спектакль будет длинным?
- Мы немного сократили текст пьесы. Спектакль будет идти в двух действиях с антрактом. Я вообще ценю антракт. На самом деле дети выдерживают и многоактные постановки, если им интересно. Не выдерживают взрослые, которые переживают, что не успеют вовремя в гардероб, что дети должны по режиму спать и тому подобное…
- Потому что дети маленькие! С какого возраста, по-вашему, дети могут ходить в театр?
- У Образцова была «норма» - билеты продавали детям только с пяти лет. В те времена «не пускать» было запросто, в любое место – хоть за границу, хоть в театр, - поэтому все послушно соблюдали правила. Сейчас – свобода, поэтому родители все равно приведут своего ребенка, в любом возрасте, если им покажется, что «надо». Я бы писал в афишах «детям с 4-х лет», а пускал бы с трех.  Многое от детей зависит – тонкий механизм. Удивительно – я не нашел психологов, которые бы занимались этим вопросом. 
    - В пьесах для детей должна быть мораль?
    - Прежде пьесы для театра кукол так и писались – с «моралью». Не от большого ума. Слова – самый неэффективный способ передачи мысли, как мне кажется. Зритель в первую очередь должен чувствовать и удивляться. В работе над спектаклем мы как раз на это и ориентировались.

Беседу вела Анна Гриневич