• Афиша
  • О театре
  • Труппа
  • Репертуар
  • Гастроли
  • Фестивали
  • Новости
г. Петрозаводск,
пр. Карла Маркса, д. 19
Посмотреть на карте?
(814 2) 78-50-92 (касса)
puppet.theater.rk@yandex.ru

Интервью с главным режиссером театра Натальей Пахомовой

«Наталья Пахомова: «Боюсь услышать, как кто-нибудь заплачет на моем спектакле»// Петрозаводск, 2009, 9 апреля

С 1 марта у нашего Театра кукол – новый главный режиссер. Выборы кандидата на эту должность шли долго, около двух лет, в итоге идейным вдохновителем и двигателем художественной политики театра стала Наталья Пахомова, 27-летний режиссер из Петербурга. Она живет театром в буквальном смысле этих слов – в одной из актерских гримуборных, переоборудованных в жилую комнату, где есть все, что нужно для жизни: кровать, стол, кресло, шкаф и манеж для полуторагодовалого Игната, свидетеля всех репетиций, занятий и спектаклей.

И МОЙ ИГНАТ СО МНОЮ

Глядя на вас с Игнатом, веришь, что театр кукол напрямую связан с детством. Как вы управляетесь?

- С первого взгляда может показаться, что мне не на кого оставить ребенка. Это не так! Я начала работать со студентами через четыре дня после выписки из роддома. Через полторы недели после рождения сына взялась ставить новый спектакль, так складывается жизнь, что нужно успевать делать много дел. При этом совсем не хочется терять контакт с ребенком, страшно пропустить моменты его взросления. Папа – он тоже театральный человек – страшно без нас скучает.
- Методики особые используете? 
- Начинали заниматься по методике Глена Домана, приготовили карточки... но потом решили, что ребенок и сам хорошо познает мир. Уже многое умеет сам: чистить палочками уши, втыкать вилки в розетки...

С ПЕЛЕНОК – В ТЕАТР
Что в планах у театра на будущий сезон? А то мы уже привыкли удивляться...
- В планах спектакль с известным режиссером Александром Бороком и художником Анной Викторовой, совместный проект с очень интересным немецким режиссером Франком Зонле. Потом планируем  такую интересную вещь: сделать к юбилею Победы спектакль по пьесе Исаака Зингера «Коза Злата». Предполагается, что это тоже будет камерное представление, интерактивное, включающее самих зрителей в игру. Еще задумали поставить спектакль для детей от года. 
- Это же младенцы совсем!!!
- Это нам кажется, что это невозможно. А в Европе уже складывается традиция вовлекать младенцев в театральный процесс. В нашем случае спектакль будет построен на народных потешках, действие будет происходить в камерном пространстве. Количество зрителей тоже будет небольшим: например, десять детей и десять родителей.

ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ
«Собачья сказка» не похожа на спектакль для малышей. Вы сами предпочитаете работать для публики постарше?
- Нет, у меня есть совсем детские постановки. Но иногда я боюсь ходить на эти представления. Боюсь, что из детей в зале кто-нибудь заплачет. В детстве родители часто водили меня в театры. Я помню, как рыдали дети в Большом театре кукол во время спектакля «Три поросенка». Я тоже боюсь напугать ребенка, поэтому стараюсь все сгладить. Испытанием в этом роде был спектакль «Дикие лебеди», который мы с Машей Ивановой поставили в питерском театре «Бродячая собачка». Там герои - персонажи средневекового бестиария. Я, признаться, долго не решалась прийти и посмотреть представление из зала вместе с детьми. Потом сходила и немного успокоилась – дети реагируют хорошо, никто не ревет.

ЗАПАХ ДЕТСТВА
Что в вашей памяти осталось из собственного детства?
- Запахи. Маленькая улица в польском городе с пекарней, горячие гофры, их запах. Сейчас, случайно улавливая этот аромат где-нибудь в супермаркете, вспоминаю детство. Еще – лебеди. В шестилетнем возрасте поразил огромный лебедь, который подошел ко мне в парке и забрал у меня из руки пончик.  Помню, как на малой родине –  в городке под названием Советская Гавань – папа водил меня в детский сад. Однажды он забыл надеть мне валенки, и я молча прошагала весь путь в одних носках. Лица воспитателей помню. Тазики с красной икрой, морских свинок, которых мы пытались отпустить плавать. Масса мелких личных ощущений, которые потом сложились в одно большое чувство.

РЕЖИССЕРАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, НО ИНОГДА СТАНОВЯТСЯ
Ваша «Собачья сказка» - номинант премии «Золотая маска»! Как вы отнеслись к этому событию?
- Очень спокойно. Секретарь комитета по «Маске», сообщившая по телефону радостную весть о том, что мы номинированы, даже испугалась: «Вы что, не рады?» Я понимаю, что, принимая участие в этом фестивале, мы выходим на совершенно другой профессиональный уровень. и даже если я не получу «маску», все равно ко мне будут относится уже не как к девочке. И еще мне приятно оказаться на фестивале вместе с Русланом Кудашовым – в академии нас учил один мастер, И.А. Зайкин. Получается почти домашнее такой состязание. 
- Вы сразу после окончания школы пошли учиться в академию театрального искусства на факультет театра кукол?
- Да нет, я почти два года училась в Москве на артистку – все потому, что в 16 лет не берут на режиссерское. После Москвы была идея пойти учиться на историка в университет, меня брали без экзаменов, но не очень хотелось. А про театр было страшно думать, потому что все представления о высоком искусстве были уже убиты Москвой, с ее бешеной конкуренцией и нездоровым стремлением к лидерству. На куклы меня отправила Галя Бызгу, режиссер питерский. Поначалу, как многие на курсе, я думала, что это временно, что потом переведусь на драматический и все будет хорошо. Но неожиданным образом ко мне в руки стали попадать диски с записями фильмов Шванкмайера, Рыбчинского... И все это очень здорово укладывалось в мои представления о театре кукол.
- И в 16 лет вы уже знали, что хотите стать режиссером?
- Лет с 12 у меня эта идея. С тех пор, как в сопливом возрасте увидела живого Филиппа Жанти. Когда прочла книжку Отфрида Пройслера «Крабат», а потом приехала в Германию и увидела озеро и мельницу, которые могли бы стать декорацией к этому произведению. Тогда больше, чем театром, мне захотелось заниматься кино. Потом стало понятно, что в театре можно совмещать и то, и другое. Я иногда и делаю это в спектаклях.

У Натальи Пахомовой вообще здорово получается совмещать разные вещи: воспитывать ребенка, снимать кино для кукольного представления, представлять актеров театра кукол драматическими артистами, между делом ездить на самые престижные театральные фестивали. И все это – не переставая сомневаться в себе, перепроверяя, не заплачет ли кто в зале...

Беседовала Анна Гриневич