• Афиша
  • О театре
  • Труппа
  • Репертуар
  • Гастроли
  • Фестивали
  • Новости
г. Петрозаводск,
пр. Карла Маркса, д. 19
Посмотреть на карте?
(814 2) 78-50-92 (касса)
puppet.theater.rk@yandex.ru

О VI Международном фестивале театров кукол Баренцева региона (Петрозаводск, 2007)

Гончаренко А. «Серьезное путешествие в детство» // Страстной бульвар. 2007. №4-104, апрель.

В Петрозаводске, столице Карелии, с 17 по 21 октября прошел VI Международный фестиваль театров кукол Баренцева региона.
«Что я больше всего люблю делать, это… Ничего», – финальная сцена спектакля Руслана Кудашева «Прогулки с Винни-Пухом» в Государственном театре кукол Республики Карелия. Пятеро актеров в элегантных клетчатых костюмах, исполняющие роль компании Кристофера Робина, в прологе собираются у маленького игрушечного стульчика, чтобы после открытия занавеса превратиться в крошечных существ, потому что на сцене обнаружится тот же самый стул, но уже невероятных размеров (художник – Алевтина Торик).
Винни в рассудительном исполнении Влада Тимонина скорее философ и поэт, нежели сладкоежка и затейник. В этом взгляде на с детства знакомый материал – четкая режиссерская позиция. Кажется, что постановщик действительно не делает того, чем озабочены многие режиссеры. Он «просто гуляет и слушает то, чего никто не слышит».
Кудашев не боится грустить. Лукавые постановщики часто вспоминают о своем детстве как о чем-то бессмысленно ярком и бессмысленно беззаботном. По крайней мере, это видно по их спектаклям. Кудашев ставит для детей, готовых услышать о таких понятиях, как благородство, достоинство, жертва, наконец. И поэтому самой сильной в его «Винни-Пухе» становится сцена подвига Пятачка (Наталья Васильева ведет ее на щемящей ноте), когда тот отказывается ради друга от собственного домика. Обыкновенно в инсценировках Милна эту сцену опускают.
«Прогулки с Винни-Пухом» открыли фестиваль, задав общий тон – серьезного путешествия в детство.
Финляндия, Норвегия, Швеция, Эстония, Исландия… Такова география фестиваля Баренцрегиона. Фестиваля театров кукол северных территорий северных стран. Географический принцип построения афиши, как любой нетворческий, похож на пасьянс. Может сойтись, а может и нет. В раскладе директора фестиваля Елены Ларионовой и ее команды расклад оказался удачным. Если с этой же колодой карт они сели бы за игру, то обязательно выиграли, поскольку на руках было как минимум два козыря, о них далее и пойдет речь.
Русскому зрителю Норвегия знакома прежде всего по творчеству Г.Ибсена. Спектакль театра с удивительным названием «Кот в мешке» открывает классика с неизвестной стороны. На пустой сцене, в сопровождении невероятного грохота, появляется женщина в скромном темном платье. Она тащит за собой неподъемный ящик. Так начинается моноспектакль Анне Хельгесон «Мой большой брат Генрик и Олаф Лилиекранс». Актриса исполняет роль младшей сестры Ибсена. Хедвиг только что посмотрела в Национальном театре премьеру по пьесе своего знаменитого брата. Она возвращается в дом их детства, чтобы найти старинный домашний бумажный театр и разыграть уже сама для себя во второй раз понравившийся спектакль. За час зритель узнает о фру Ибсен даже то, в чем она себе боится признаться.
Здесь и обида на брата, который запрещал в детстве брать в руки своих трепетных бумажных героев. И гордость принадлежности к семье Ибсен после триумфальной премьеры. Счастливый голос человека, спрятавшегося за старинным домашним театром, эхом раздается по покинутому дому.
Хельгесон – не только актриса, но и талантливый театровед. На родине у нее вышла не одна книга о творчестве великого норвежского драматурга. И куклы в спектакле тщательно восстановлены. Анне как исследователь обнаружила интереснейшие материалы – свидетельства сестры о детстве Ибсена. Как ученый она понимает их субъективность, но на сцене она полностью на стороне своей героини.
Исполнитель моноспектакля должен быть незаурядной личностью. И с полным правом это можно сказать и о Анне Хельгесон, и о ее коллеге (правда, только в актерской профессии) из Исландии Хельвейг Торласиус.
Что вы знаете о театре в Исландии? Я не знал ничего, теперь знаю о потрясающей женщине, которая приходит к маленьким детям и рассказывает сказку под названием «Самый маленький в мире великан». В буклете написаны невероятные подробности из жизни «Карманного театра» из Рейкьявика. Хельвейг может играть этот спектакль на английском, исландском, шведском, датском, немецком, французском и русском языках. За все языки ручаться не могу, но исполнение на русском было виртуозно. Актриса разговаривает с залом свободно, в ней профессионализм подкреплен невероятным обаянием.
Прилетев на зонтике с небольшой поклажей Хэльвейг с помощью зрителей рассказывает историю о маленьком тролле, за которой (а в этой версии этот персонаж девочка) охотится исландская Баба-Яга. Но тролль такой маленький, что в наиболее опасные моменты его прячут в ухе одного из зрителей первого ряда. Надо видеть, как этот сосредоточенный малыш боялся все время пошевелить головой, чтобы не предать доверившееся ему сказочное существо. А с каким увлечением дети и взрослые дружно бежали по болотам и лесам, естественно, не вставая со своих мест! Один раз, правда, зрители приподнялись, чтобы успокоить тролля, которая взволновалась, что у нее нет хвоста: у нас тоже нет, все в порядке.
Хельвейг вспоминает, что когда начинала свой театр, то хотела рассказывать детям ирландские сказки, которые она любила слушать на бабушкиной кухне, когда была маленькой. Всем бы такую бабушку, какой сейчас стала сама актриса.
Две замечательные актрисы – две жемчужины на удивительном фоне. Фестиваль доказал, что Баренцрегион – регион творческий, открытый в меру своего месторасположения. Здесь и темпераментные эстонцы, исполнившие по воле Евгения Ибрагимова черкесскую народную сказку с традиционными кавказскими куклами на ширме. И студенты из финского города Турку, которые под руководством Анны Ивановой-Брашинской научились подробно и интересно работать над сложнейшим материалом. И шведский театр из маленького города Наска, который колесит по Европе на автобусе и прямо там показывает спектакли с миниатюрными куклами, склонными к подробным жестам.
«Что я больше всего люблю делать?». Строить хороший театр – без колебания ответили бы гостеприимные карельские кукольники. В новом современном здании, с сильной администрацией, приглашающей интересных режиссеров для трудолюбивой труппы.

А. Гончаренко